теплоутилизаторы) предназначены для утилизациитеплотыудаляемоговоздуха в системахвентиляции и кондиционированиявоздуха.
Процесстеплообмена в теплоутилизатореосуществляетсяпорегенеративномупринципу. Черезроторвстречнымипотокамипроходятприточный и вытяжнойвоздух (рис. 1). Еслиустановкаработаетнаобогрев, товытяжнойвоздухотдаеттеплотутомусекторуротора, черезкоторыйонпроходит. Когдаэтотнагревшийсясекторроторапопадает в потокхолодногоприточноговоздуха, приточныйвоздухнагревается, а ротор, соответственно, охлаждается. Еслисистемаработаетнаохлаждение, тотеплотапередаетсяоттеплогоприточногохолодномувытяжномувоздуху.
Эффективностьпроцессатеплообменарегулируетсяизменениемскоростивращенияротора с помощьючастотногопреобразователя.
RRS, RRT «конденсационного» типапредназначены для утилизацииявнойтеплоты. Передачавлагипроисходит в режиме, когдавытяжнойвоздухохлаждаетсянижетемпературыточкиросы. Роторымогутприменяться при температуреокружающейсредыдо 70 °C. Роторизготовленизалюминия, устойчивого к морскойводе.
RRSE, RRTE «энтальпийного» типапредназначены для утилизацииполной (явной и скрытой) теплоты. Роторыэтоготипаимеютгигроскопическуюповерхность.
высокотемпературныероторы в модификациях, предназначенных для эксплуатации при температуревышеплюс 150 °С, клиноременнаяпередачазаменяется
цепью, а электродвигательустанавливается вне корпусатеплообменника. Подшипникироторапринудительноохлаждаются. Для температурвышеплюс 250 °С цепьпринудительноохлаждается. Электродвигательтакжеустанавливается вне корпусатеплообменника. У роторов в исполнении с цепнымиприводами, специальнойгидроизоляцией и устойчивыми к температуреподшипникамирабочаятемператураможетдостигать 180 °C.
с покрытиямиразличныевидыпокрытийнарамахротора и матрице;
специальные, гигиенические, взрывозащищенные, для плавательныхбассейнов (покрытыеслоемэпоксиднойсмолы).
При стандартномисполнениипотокиприточного и вытяжноговоздухазанимаютравныечастивсегообъемаротора. Для работы с болеегорячимвоздухомэффективнымможетоказатьсяиноесоотношениечастей (например, 1,3). Такиемодификациипоставляютсяпоспециальномузаказу.
Междусекторамивытяжного и приточноговоздухарасположенпродувочныйсектор, предотвращающийзагрязнениеприточноговоздухавытяжным.
Конструкциирегенеративныхтеплообменников
Теплоутилизатор (рис. 2) состоитизалюминиевого или стальногокорпуса для подсоединениявоздуховодов и вращающегосяалюминиевогоротора, приводимого в движениемоторредукторомчерезклиноременнуюпередачу.
Роторныйвращающийсярегенеративныйтеплоутилизатор
Корпусрегенеративноготеплообменника с алюминиевый или стальнойрамой (рис. 3, 4).
Основныепреимуществаалюминиевыхкорпусовзаключаются в коррозионнойустойчивости и легкости рам. Боковыепанелисъемные, что упрощаетмонтаж и техническоеобслуживание. Без особыхтрудностейможноизменитьположениедвигателя в роторе. В качествеуплотнителямеждурамой и роторомиспользуетсявойлок, закрепляемый с помощьюкрепежныхколец и пружинныхскоб. Такимобразомдостигаетсямаксимальнаягерметичность.
Доступ к электродвигателю с редукторомчерездверцу с переднейстороныротора. Начиная с типоразмера 2500 (опционально и у меньшихразмеров) осмотр и обслуживаниеэлектродвигателяможетпроизводиться и с фронтальнойсторонычерезтреугольнуюпанель. Присоединениевоздушныхканаловнаболтах.
RRT 600800
RRT 2000
RRT 1000
RRT 12501750
RRT 2250
RRT 2500
неразъемный
RRS 600800
RRS 10001250
RRS 15001750
RRS 2000
RS 30014500 моноблочный
Ротортеплоаккумулирующаяалюминиеваянасадка (рис. 5). Роторизготовленизцилиндрическихалюминиевыхобечаек с заполнениемпространствамеждунимигофрированнымиалюминиевымилентами. Засчетэтогообразуютсявоздушныеканалы, которыеразличаютсяпоразмеру в зависимостиотвысотыгофр. Энтальпийныероторыимеютспециальноегигроскопическоепокрытиенаповерхности. Наружнаяобечайкароторастальная.
Роторыдиаметромдо 2500 ммвыполняются в видемоноблока. Для возможноститранспортированияроторы с диаметром 2500 мм и болееделятсянасегменты. Малыероторыпозаказутакжемогутбытьразделенынасегменты.
Моторредуктор. Электродвигатель с редуктором (моторредуктор)
монтируетсянаплощадке (рис. 7), которая с помощьюпружиныподдерживается в постоянномнатяжении. Монтажныйуголвыбираетсясвободно. Пружинанатянута так, чтобыобеспечитьскольжениеклиновогоремня в случаеостановкиэлектродвигателя.
Опорыроторов. Подшипниковыеопорырасположены с наружнойстороныротора и защищеныкожухом (рис. 8, 9). Внешнеерасположениепозволяетобеспечитьустойчивостьконструкции, а такжеоблегчаетдемонтажротора.
ПодшипниковаяопорароторатипаRRT
ПодшипниковаяопорароторатипаRRS для типоразмеровболее 300 Рис. 8. Подшипниковыеопорыстандартныхроторов
Подшипниковаяопораротора для окрасочныхпроизводств
Подшипниковаяопорастальногогоризонтальнорасположенногороторадиаметром 3000 мм и более
Рис. 9. Подшипниковыеопорыспециальныхроторов
Продувочнаякамера. Продувочнаякамерапредназначена для предварительнойочисткисектораротора при переходе его изканалаудаляемоговоздуха в каналприточноговоздуха. Это позволяетпредотвратитьзагрязнениеприточноговоздухавредностями, содержащимися в удаляемомвоздухе. Схемапродувочнойкамерыприведенана рис. 10.
На рис. 11 указанадоляперетокавоздуха в зависимостиотперепададавления. Приведенныеданныедействительны для продувочнойкамеры2x5градусов и скоростипотокапотокавоздухавофронтальномсечении 3,5 м/с при равномколичествеприточного и удаляемоговоздуха. дРк, Па