Как и везде в мире, именно промышленные компании являлись первой пробой сил для совершенно нового вида оборудования. Понятно, что самый первый из кондиционеров был установлен в 1902 году в одной из типографий города Бруклина, а в 1907 году первый кондиционер, который был продан на экспорт, отправился из Соединенных Штатов Америки на расположенную в городе Иокогама (Япония) шелковую фабрику. Только в 1920-е годы эти устройства стали применяться для улучшения атмосферы внутри различных универмагов, театров и кинотеатров. В 1930-ых годах пришла очередь офисов.
Первая половина 1940-х годов остановила прогресс климатической техники – в европейских государствах и в Азии гремели войны, а Соединенные Штаты Америки для экономии сократили невоенные расходы. По окончании Второй мировой войны кондиционирование получило широкое применение в бытовом хозяйстве. В Союзе Советских Социалистических Республик это время наступило намного позже. Приоритет отдавался производству. В середине 50-х годов прошлого столетия на заводе кондиционеров в городе Харькове была реализована совместная разработка Ленинградского института охраны труда и НИИ санитарии. Был освоен выпуск советских центральных кондиционеров.
Неправильно думать, что в нашей стране кондиционеры появились лишь после того, как открылось в конце 1980-х годов «окно в мир», и оттуда, как будто из волшебного ларца, огромным потоком хлынули неизвестные до поры до времени достижения научно-технического прогресса. В здании Нового Эрмитажа еще в 1912 году были смонтированы специальные установки для увлажнения воздуха. В 1920-е годы предпринимались самые первые попытки установки систем кондиционирования в промышленных сферах.
Объемы производства кондиционеров в СССР были относительно невелики: в 1975 году производство составило 4 тысячи штук; в 1990 году – 7,6 тысяч штук. Первые автономные кондиционеры советского производства появились лишь в начале 60-х годов прошлого века и сначала, как обычно, все первое и все самое лучшее передавалось армии. Основными заказчиками были военно-морской флот и ракетные войска, тогда уже начиненные электроникой, а главным производителем являлся Домодедовский машиностроительный завод.
Уже в 1975 году были изготовлены больше одной тысячи кондиционеров, в 1980 году было изготовлено десять тысяч кондиционеров, а в 1985 – девятнадцать тысяч штук. В это время обычные люди с улицы могли узнать, что представляет собой кондиционер, только после того как начал работать завод в городе Баку, и с той самой улицы возможно было разглядеть изготовленные по лицензии одной из фирм Японии оконные кондиционеры, которые были установлены в окнах в большей части административных зданий. Размеры их производства медленно увеличивались (в 1980 году было изготовлено 401 тысяча штук, в 1983 году – 428 тысяч экземпляров). Всего за пару десятилетий своего существования этот производитель бытовых кондиционеров изготовил как минимум 5-6 миллионов таких изделий. После 1991 года большая часть производственной мощности по изготовлению климатической продукции осталась за границей Российской Федерации, например, промышленное кондиционирование на Украине (город Харьков, Мелитополь и Краматорск), бытовое кондиционирование – в Баку. Все нужно было начинать почти с белого листа.
Образовавшийся дефицит этой продукции был ликвидирован иностранной продукцией. Полностью замороженный рынок снова оживился. В нашу страну пришли зарубежные компании. Хотя трудно сказать, что наша страна была до этого для этих компаний недосягаемой. Во многих очень престижных и важных видов продукции климатическое оборудование устанавливалось еще в 60-ые, 70-ые и в 80-е годы прошлого столетия. К примеру, в 1964 году оборудование под названием Daikin было установлено в Москве в Алмазном фонде. А немного позже в бывшем Ленинграде: в здании Русского музея и Министерства культуры.
Но все же то наступление, которое было предпринято зарубежными компаниями в конце 80-ых годов, имело свои беспрецедентные масштабы. Такого количества товарных знаков в Российской Федерации еще никто не видел. Пионерами в освоении отечественного рынка выступила французская компания AirWell (компания появилось еще далеком в 1987 году), американская компания York (компания "Йорк Интернэшнл", которая была аккредитована Министерством внешних экономических связей нашей страны в 1991 году) и компания Carrier. Начиная с 1993 года, в Российской Федерации появилась еще одна торговая марка под названием Tadiran (Израиль).
В общем, с 1993 года большую активность на молодом отечественном рынке проявляли компании из Израиля и европейских стран. Кроме Airwell и Tadiran в нашу страну приходят компании Amcor, DeLonghi, Electra. (Такое широкое представительство израильских компаний вполне закономерно – в этом государстве создана очень мощная климатическая индустрия, а внутреннее потребление этой продукции соизмеримо с отечественным потреблением). Однако долго править балом было не по плечу европейцам. Даже в своих государствах они располагают не таким большим количеством самостоятельных конкурентоспособных предприятий. Так как большая часть формально европейских компаний имеет японское или американское содержание.
Вторая после Соединенных Штатов Америки (а быть может, уже первая – это вопрос очень спорный) климатическая держава начала очень активно теснить своих конкурентов в Российской Федерации: 1994 году – на рынке появляются компании Hitachi и Toshiba, а в 1995 появляются компании Panasonic и Sharp, чуть позже – Sanyo и Mitsubishi Electric. Почти следом за японскими компаниями пришли их соседи – компании с Корейского полуострова. В конце девяностых годов началась интенсивная продажа оборудования компаний LG, Samsung и Daewoo. К примеру, очень известная своей техникой компания Samsung Electronics в 1998 году знакомит граждан России со своими кондиционерами.
Кто будет следующим производителем? Если ссылаться на прогнозы, то нельзя исключить появления еще одного очень большого потока – на этот раз зародившегося в корнях бурно развивающейся экономики Китайской Народной Республики. Так как почти все производство кондиционеров из Китая контролируется зарубежным, в первую очередь, японским и американским капиталом, эти изделия отличаются очень высоким качеством, благодаря наличию очень дешевой рабочей силы, и своей невысокой ценой. Уже много лет представительства китайских компаний под названием Haier, MD, Gree и Chunlan интенсивно работают во многих европейских государствах. Нужно также отметить, что официальный сайт посольства Китая в России в конце прошедшего года с удовольствием отмечал, что популярностью китайской бытовой техникой в Российской Федерации быстро набирает обороты.
Некоторые ее типы, к примеру, холодильники, кондиционеры или цветные телевизоры продаются, не поступив еще в розничную продажу. Главной причиной возрастающей популярности техники из этой страны является их относительно низкая цена. В этих довольно низких ценах на китайскую продукцию, да плюс в падении спроса, которое было вызвано азиатским кризисом конца девяностых годов прошлого столетия, специалисты видят причину в продолжающемся снижении стоимости на климатическую продукцию в большинстве государств мира. А о силе китайских компаний говорит факт поставок кондиционеров в такую развитую страну как Япония (в прошлом году - 30 тысяч штук). Если сама колыбель инверторных технологий и различных сплит-систем показала слабину, то российскому рынку будет еще труднее устоять.
Нужно отметить, рынок, отброшенный назад в начале 90-ых, постепенно приходит в себя и начал довольно быстро увеличивать обороты. Так в 1994 году было продано 43,1 тысяч кондиционеров. А в 1996 году объем продаж этой продукции удвоился и составил девяносто пять тысяч экземпляров, что позволило Российской Федерации войти в пятерку самых крупных потребителей в Европе. А 1997 году было продано не менее 125 тысяч штук, и этот рост обещал продолжиться. Так и случилось. Однако в запомнившемся очень тяжелом кризисе 1998 года было реализовано лишь чуть более 150 тысяч агрегатов. Так как кризис подоспел по времени к завершению сезона, влияние его на годовую статистику в целом оказалось довольно сглаженным. Однако в сентябре месяце отмечалось уменьшение объема продаж в несколько раз.
Этот кризис изменил лицо основного потребителя. Если ранее основным покупателем являлась непроизводственная сфера – офисы различных банков и инвестиционных фирм, то после августа месяца 1998 года мы увидели поворот в сторону частных потребителей (по оценкам специалистов, его доля в покупках сплит-систем повысилась с 20 до 30 процентов), и в меньшей степени в предприятиях сферы обслуживания. Статистика по продажам на 1999 год сильно разнится. По показателям газеты "Ведомости" на 24 апреля 2000 года, в 1999 г. было реализовано 137, 8 тысяч кондиционеров. А тематическое приложение к изданию "АиФ" на 21 июня 2000 года сообщало о реализованных в Российской Федерации 102 тысяч сплит-систем, 2,5 тысяч мобильных и 45 тысяч оконных кондиционеров (легко подсчитать, что в итоге получается 149,5 тысяч штук), что меньше на 1,8 процента, чем в предыдущем году.
Если ссылаться на другие данные, то абсолютного падения вовсе не было. По их данным по итогам 1998-1999 годов Российская Федерация стала четвертым потребителем кондиционеров во всех европейских странах. Более активно климатическую технику реализовали только в Испании, в Италии и в Греции. А газета "МОДУС" тиража 16–31 марта 1999 году сообщала: "Достаточно лишь сказать, что по количеству проданных кондиционеров в 1998 году Российская Федерация заняла 3-е место в европейских государствах!". А 2000 год ознаменовался переходом отметки в двести тысяч кондиционеров. В 2000 году ожидается реализация 230–240 тысяч кондиционеров.
Одной из наиболее серьезных проблем отечественного рынка климатической техники стало создание "добрососедских" отношений между большими специализированными и маленькими компаниями. Маленькие компании обычно ориентированы на торговые операции. С другой стороны, в этом контексте деление по размеру довольно условно. В разряд "маленьких" компаний могут попасть как реально маленькие, так и очень крупные компании, но у которых доля климатической техники в общем объеме товарооборота невысока или появление этой продукции в ассортименте носит только эпизодический характер. "Профессионалы" могут оказать полный комплекс услуг: от проектирования техники до монтажа, затраты на который обычно составляют 15–25 процентов от общей стоимости кондиционера, или уберечь от покупки "серой" техники невысокого качества. Их конкуренты готовы предложить своим покупателям довольно низкие цены. Специализированные компании обычно мотивируют высокую стоимость таких услуг большими издержками на содержание очень квалифицированного, а потому довольно высокооплачиваемого штата, который способен поддержать работу установленного когда-то оборудования и в гарантийный, и в пост гарантийный период. Их конкуренты апеллируют к свободе рынка и к праву покупателям делать выбор самому.